Дети        02 октября 2012        609         2

Воспитание детей

Маленький ребенок не в состоянии оценить себя сам. Для него оценка взрослого человека является главным критерием. До того момента, пока ребенок не в состоянии мыслить самостоятельно, он думает о себе так, как говорят о нем взрослые. И эти характеристики взрослых людей дают нам программу на всю жизнь.

«Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.»

В.А. Сухомлинский

 

Воспитание детей

«Ты — умничка. Ты — такой самостоятельный (такая самостоятельная). Ты — мой помощник (моя помощница)» — это одна программа.

«Бестолочь. Уйди отсюда. Откуда у тебя руки растут? И чем ты только думаешь?» — это другая программа.

Вот эти программы в дальнейшем становятся установками, формирующими следующие типы мировоззрения ребенка:

Мировоззрение первого типа.

 Я — плохой, мир — плохой.

После взросления проявляется в очень низкой самооценке, неверии в свои силы, я — неудачник, у меня не ничего никогда не получится. Мир ко мне враждебен. Люди — хотят мне зла. А если мне не хотят зла — значит им на меня наплевать. Все происходящее в мире — плохо.
Вопрос: что нам надо делать, чтобы наш ребенок получился таким?
Ответ: немного. Всего лишь надо:

  • лишить ребенка инициативы (давай я сделаю сам, ты все равно не сможешь)
  • наказывать за проступки. Всегда наказывать. Не разговаривать. Стукнуть по губам. Обзывать. Обидеться.
  • игнорировать. Главная оценка — «сам виноват». Постоянно сравнивать с другими детьми, отмечая, что они лучше него.
  • не показывать правильного направления. Сделал так — ты плохой, сделал наоборот — опять плохой.
  • желательно в своих неудачах винить всех, кроме себя, и — обязательно в присутствии ребенка.
  • сваливать вину на других всенепременно. Ныть. Ныть. Ныть.
  • можно еще бить. Но это не обязательно.

Мировоззрение второго типа.

Мир — хороший, а я – плохой.

Что означает для взрослого человека такое мировосприятие? Мир — прекрасен. Талантливые и счастливые люди живут в этом мире. На их стороне госпожа — удача. Для них вертится Земля. У них есть любимая работа, счастливая семья, любовь и радость, здоровье. Но у меня ничего этого нет. Я — никчемный человек, отброс общества. Я наказан жизнью за все, что я делал и когда-либо сделаю. Мне нет везения. Я виноват во всем.

Тот же вопрос: что мы должны делать для своего ребенка, чтобы из него вырос человек с таким типом мировоззрения? Тоже надо немного. Ведите себя также же, как и в предыдущем пункте. Единственное отличие — восторженность окружающим миром. Чужими детьми. Чужими семьями. Успехами других людей. При этом постоянно напоминайте своему ребенку, что сам он — ничтожество. Дебил. Грубиян. Отморозок. Никто и звать его никак. А у Петровых сын или у Сидоровых дочь — вот это да!!! Они все могут и умеют. Да и что говорить, умом ты не вышел!

Мировоззрение третьего типа.

Я — хороший, а мир — плохой.

Как это выглядит у взрослого человека? Я — безумно талантлив. Я — дарование. В этом мире я могу всего добиться. Я — самый лучший. И я получил бы все, что захочу, но мир несправедлив ко мне, эти людишки меня недооценивают. Люди агрессивны, злы и высокомерны. Меня зажимают и не дают пробиться, лучшие места по блату, кругом брат, сват и кум… Как я не старайся, за ними мне не угнаться. А кто не смог пробиться к кормушке — все козлы. Быдло.

Как вырастить такой тип? Думаете трудно? Нисколечко!

Во — первых — постоянно хвалить, за любую мелочь. Любой успех представлять величайшим достижением.

Во — вторых — считать совершенством до безрассудства. Сюсенька — пусенька.  Лапусик. Сладусик. Он тебя обидел, ах какой негодяй? Двойку поставили? Да что они понимают! Ой, как же ты миленько какашечками стеночку испачкал! Папа ругается? Ну, с папой мы разберёмся, как можно ругать такого талантливого художника! Машка говорит, что ты дурак и козел? А сама — то кто…!

 Мировоззрение четвертого типа.

Я — хороший и мир — хороший.

Я — человек, у меня есть чувство собственного достоинства. Я могу все. Я могу многое сделать и еще большему могу научиться. Я делаю то, что хочу и то, что приблизит меня к цели. Я помогаю другим и делаю это с удовольствием. Мир дружелюбен и справедлив. Жизнь прекрасная и удивительная. В жизни может случиться всякое, но это проходит. Что-то в жизни не меняется, но так и должно быть. Главное, что меня ценят. И я ценю людей. Все люди — личности, так же, как и я, и все достойны уважения. Упаду? Встану. Пойду дальше.

Как добиться такого результата? Это тоже не сложно.

Во — первых, ребенок должен слышать, что он — хороший. Хороший не за что-то, а просто так, за то, что ты есть. Я всегда защищу тебя. У родителей задача — обеспечить безопасность малыша (закрыть розетки заглушками, например, а не ругать за то, что он в розетку что — то пихает).

Во-вторых, всегда поощрять за поступки, которые достойны поощрения, но поощрение адекватно поступку, без сюсюканья (пятерку получил — молодец, занял первое место в олимпиаде — есть повод устроить праздник).
В – третьих, предупреждать о последствиях тех или иных поступков и предупреждать правдиво: забрался на стул, поставленный на другой — можешь упасть, об горячую кастрюлю можно обжечься и т. п.
В — четвертых, на случайные и неожиданные поступки, сквернословие, обзывательства — не реагировать.
Маленький ребенок проверяет окружающий мир на способы реакции. Похвалили меня за что-то — надо это повторить, проигнорировали какой — то поступок, не проявили никакой реакции, да еще и сказали потом, что так делать нехорошо — я этого повторять не буду. Родители — символ надежности и безопасности.

Что важнее, поощрение или наказание?

Поощрение всегда важнее. Оно не способствует подсознательному появлению сопротивления в мозгу и желанию спрятаться. Поощрение правильных действий в десятки раз эффективнее наказания неправильных.
Ребенок должен четко знать, что делать хорошо, а что делать плохо. И эти знания должны дать ему родители. Ребенок, который в итоге получился — это результат вашего труда. И если ребенок получился не таким, каким вы ожидали, значит, ваш труд был недостаточно упорным и плодотворным.
Надо всегда помнить о том, что наши дети не забывают ничего. А если они что-то и забывают, то это грозит в будущем проблемами более серьезными, чем то, что мы запомнили.

ОЦЕНИТЕ СТАТЬЮ
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Обсуждение: 2 комментария
  1. Теймур:

    Воспитание детей труд непрерывный и весьма сложный и начинаться оно должно еще до рождения ребенка.

  2. Галина:

    Мы, взрослые люди, зачастую очень не выдержаны, к сожалению, понимаем умом, как надо воспитывать, но срываемся именно на детях, а жаль…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *